Николай Спиридонович Булычёв (1931–2013) — выдающийся советский и российский учёный в области геомеханики и строительства подземных сооружений. Он считается основоположником научного направления «механика подземных сооружений» и внёс значительный вклад в развитие теории и практики подземного строительства.
Биография и научная карьера
Булычёв родился в 1931 году и в 1954 году с отличием окончил шахтостроительный факультет Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова, получив специальность горного инженера-строителя. С 1954 по 1972 год работал во ВНИМИ, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1971 году — докторскую, посвящённую механике вертикальных шахтных стволов. С 1972 года занимал должности профессора и заведующего кафедрой в Ленинградском горном институте, а с 1980 года — в Тульском политехническом институте. В 1982 году издал первую в истории книгу «Механика подземных сооружений», положившую начало новому научному направлению в геомеханике.
Вклад в строительство
Булычёв разработал теоретические и аналитические методы расчёта конструкций подземных сооружений, сформулировал концептуальные основы расчёта крепи горных выработок и обделок подземных сооружений. Он определил принципы и методы этих расчётов, что нашло завершение в создании новой научной дисциплины «механика подземных сооружений». Основным принципом этой механики он определил взаимодействие крепи с массивом горных пород. Булычёв выделил базовые модели взаимодействия крепи с массивом и произвёл их классификацию, завершив переход от полуэмпирического подхода к последовательному применению методов механики сплошной среды для моделирования массива горных пород.
Его методы нашли применение при проектировании и строительстве таких объектов, как Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Рогунская, Ирганайская, Темирская, Байпазинская, Ташкумырская и другие гидроэлектростанции, железнодорожный тоннель на магистрали Ялта-Симферополь, а также рудники и шахты в Донецком угольном и Криворожском рудном бассейнах. Кроме того, его разработки использовались в строительстве тоннелей и водохранилищ в Чехии, Сирии, Алжире и Индонезии.
Научные труды и педагогическая деятельность
Булычёв является автором более 200 научных работ, включая 4 монографии, а также 25 изобретений и патентов. Он подготовил 45 кандидатов и 9 докторов наук, создав совместно с профессором Н. Н. Фотиевой научную школу механики подземных сооружений. Среди его учеников такие известные в России и за рубежом учёные, как В. Е. Боликов, С. В. Сергеев, В. В. Макаров и другие.
Награды и признание
За свои заслуги Булычёв был удостоен множества наград:
Булычёв внёс неоценимый вклад в развитие подземного строительства, его труды и разработки продолжают использоваться в современных проектах, а его научная школа продолжает развиваться и сегодня.
Биография и научная карьера
Булычёв родился в 1931 году и в 1954 году с отличием окончил шахтостроительный факультет Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова, получив специальность горного инженера-строителя. С 1954 по 1972 год работал во ВНИМИ, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1971 году — докторскую, посвящённую механике вертикальных шахтных стволов. С 1972 года занимал должности профессора и заведующего кафедрой в Ленинградском горном институте, а с 1980 года — в Тульском политехническом институте. В 1982 году издал первую в истории книгу «Механика подземных сооружений», положившую начало новому научному направлению в геомеханике.
Вклад в строительство
Булычёв разработал теоретические и аналитические методы расчёта конструкций подземных сооружений, сформулировал концептуальные основы расчёта крепи горных выработок и обделок подземных сооружений. Он определил принципы и методы этих расчётов, что нашло завершение в создании новой научной дисциплины «механика подземных сооружений». Основным принципом этой механики он определил взаимодействие крепи с массивом горных пород. Булычёв выделил базовые модели взаимодействия крепи с массивом и произвёл их классификацию, завершив переход от полуэмпирического подхода к последовательному применению методов механики сплошной среды для моделирования массива горных пород.
Его методы нашли применение при проектировании и строительстве таких объектов, как Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Рогунская, Ирганайская, Темирская, Байпазинская, Ташкумырская и другие гидроэлектростанции, железнодорожный тоннель на магистрали Ялта-Симферополь, а также рудники и шахты в Донецком угольном и Криворожском рудном бассейнах. Кроме того, его разработки использовались в строительстве тоннелей и водохранилищ в Чехии, Сирии, Алжире и Индонезии.
Научные труды и педагогическая деятельность
Булычёв является автором более 200 научных работ, включая 4 монографии, а также 25 изобретений и патентов. Он подготовил 45 кандидатов и 9 докторов наук, создав совместно с профессором Н. Н. Фотиевой научную школу механики подземных сооружений. Среди его учеников такие известные в России и за рубежом учёные, как В. Е. Боликов, С. В. Сергеев, В. В. Макаров и другие.
Награды и признание
За свои заслуги Булычёв был удостоен множества наград:
- Премия Совета Министров СССР (1984) за работы в области проектирования и скоростного строительства шахтных стволов
- Премия Государственного комитета СССР по народному образованию (1990)
- Заслуженный деятель науки и техники РФ (1993)
- Премия Правительства Российской Федерации (1995) за учебник «Механика подземных сооружений»
- Действительный член Академии горных наук (1995)
- Член исполкома Международной тоннельной ассоциации (1999—2002)
- Кавалер знака «Шахтёрская слава» трёх степеней
- Иностранный член Академии строительства Украины по отделению «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» (2001)
- Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) (2005)
Булычёв внёс неоценимый вклад в развитие подземного строительства, его труды и разработки продолжают использоваться в современных проектах, а его научная школа продолжает развиваться и сегодня.