Николай Спиридонович Булычёв: основоположник научного направления «механика подземных сооружений»
Николай Спиридонович Булычёв (1931–2013) — выдающийся советский и российский учёный в области геомеханики и строительства подземных сооружений. Он считается основоположником научного направления «механика подземных сооружений» и внёс значительный вклад в развитие теории и практики подземного строительства.
Биография и научная карьера
Булычёв родился в 1931 году и в 1954 году с отличием окончил шахтостроительный факультет Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова, получив специальность горного инженера-строителя. С 1954 по 1972 год работал во ВНИМИ, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1971 году — докторскую, посвящённую механике вертикальных шахтных стволов. С 1972 года занимал должности профессора и заведующего кафедрой в Ленинградском горном институте, а с 1980 года — в Тульском политехническом институте. В 1982 году издал первую в истории книгу «Механика подземных сооружений», положившую начало новому научному направлению в геомеханике.
Вклад в строительство
Булычёв разработал теоретические и аналитические методы расчёта конструкций подземных сооружений, сформулировал концептуальные основы расчёта крепи горных выработок и обделок подземных сооружений. Он определил принципы и методы этих расчётов, что нашло завершение в создании новой научной дисциплины «механика подземных сооружений». Основным принципом этой механики он определил взаимодействие крепи с массивом горных пород. Булычёв выделил базовые модели взаимодействия крепи с массивом и произвёл их классификацию, завершив переход от полуэмпирического подхода к последовательному применению методов механики сплошной среды для моделирования массива горных пород.
Его методы нашли применение при проектировании и строительстве таких объектов, как Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Рогунская, Ирганайская, Темирская, Байпазинская, Ташкумырская и другие гидроэлектростанции, железнодорожный тоннель на магистрали Ялта-Симферополь, а также рудники и шахты в Донецком угольном и Криворожском рудном бассейнах. Кроме того, его разработки использовались в строительстве тоннелей и водохранилищ в Чехии, Сирии, Алжире и Индонезии.
Научные труды и педагогическая деятельность
Булычёв является автором более 200 научных работ, включая 4 монографии, а также 25 изобретений и патентов. Он подготовил 45 кандидатов и 9 докторов наук, создав совместно с профессором Н. Н. Фотиевой научную школу механики подземных сооружений. Среди его учеников такие известные в России и за рубежом учёные, как В. Е. Боликов, С. В. Сергеев, В. В. Макаров и другие.
Награды и признание
За свои заслуги Булычёв был удостоен множества наград:
Премия Совета Министров СССР (1984) за работы в области проектирования и скоростного строительства шахтных стволов
Премия Государственного комитета СССР по народному образованию (1990)
Заслуженный деятель науки и техники РФ (1993)
Премия Правительства Российской Федерации (1995) за учебник «Механика подземных сооружений»
Действительный член Академии горных наук (1995)
Член исполкома Международной тоннельной ассоциации (1999—2002)
Кавалер знака «Шахтёрская слава» трёх степеней
Иностранный член Академии строительства Украины по отделению «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» (2001)
Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) (2005)
Булычёв внёс неоценимый вклад в развитие подземного строительства, его труды и разработки продолжают использоваться в современных проектах, а его научная школа продолжает развиваться и сегодня.